В мире есть много семейных предприятий, более того, поначалу многие бизнесы строятся по образу и подобию семьи. Родители (председатель совета директоров, генеральный директор) имеют право принимать окончательные решения и обязаны заботиться о благополучии всей семьи (бизнеса). Сотрудники же (при том, что с ними нельзя обращаться как с детьми), как и младшее поколение в семье, имеют меньше власти в бизнесе.
В целом, хорошие бизнесмены похожи на хороших родителей. Они уверены, что их подопечные чувствуют себя любимыми и ценными, они берегут их от вредных привычек и не возлагают на них слишком тяжелый груз ответственности, потому что это вредит всем (снижает финансовые результаты, если говорить о бизнесе).
Смешивать любовь и деньги всегда сложно, но особенно в семейном бизнесе. Тут нужно иметь прочные навыки – как деловые, так и семейные. Вот несколько рекомендаций вам в помощь.
1. Никогда не позволяйте себе думать, будто прибыль важнее, чем сплоченность вашей семьи.
2. Будьте предельно ясны в своем понимании семейных и деловых ролей.
3. Старайтесь предотвращать возможные конфликты: неразрешенные противоречия зачастую разрушительны.
4. Установите границы, отделяющие «рабочие разговоры» от частных, не позволяйте, чтобы бизнес стал превалировать над вашими семейными отношениями.
5. Контролируйте, чтобы ваши семейные и деловые отношения не ущемляли интересы ни одного из членов семьи; это единственный вид отношений, которые могут длиться долго.
Недавно к нам на консультирование пришла пара на грани развода. На консультации выяснилось, что у них есть общий бизнес. И этот бизнес забрался к ним домой. Ступая на порог квартиры, муж тут же брал ноутбук, начинал доделывать бизнес-задачи и обсуждать их с женой. В бизнесе и в отношениях наступил кризис.
Бизнес-психолог Андрей Игнатьев заключил, что если ничего не изменить, они могут расстаться, как семейная пара, примерно через 3-4 месяца. И порекомендовал им разделить территории: на работе говорить только о работе, а дома — только о семье и отношениях. Хотите поговорить о бизнесе? Идите в офис!
Второй проблемой, поджидающей супругов, был конфликт ролей. По факту, бизнесом занималась жена – она была операционным руководителем. Муж же приходил на работу, включал «хозяина семьи» и тем самым обесценивал все, что делала его супруга. После разбора стало понятно, что его стратегия должна быть направлена в обратную сторону — на поддержку авторитет жены. Сам он должен отойти на позицию председателя совета директоров, стратега и акционера.
В бизнесе всегда нужно четко определять границы и роли, и потом — играть именно по этим правилам. Нельзя переходить в бизнесе на смешение ролей из семьи. Также, как нельзя переносить роли из бизнеса к вам домой. Если вы договорились в бизнесе играть роли «я директор», «ты подчиненный», то играйте поэтим ролям. Иначе путаница разрушит и бизнес, и семейные отношения.
Вы и ваша вторая половинка вместе занимаетесь бизнесом? Чувствуете, что назревает кризис в личных или бизнес-отношениях? Хотите разобраться в причинах и вернуть гармонию дома и в офисе? Приходите на консультацию по семейным отношениям в бизнесе в центр Alter Ego.
Оставить заявку на консультацию