Есть такая практика: группа менеджеров приезжает в какое-нибудь приятное местечко, чтобы за пару дней выработать некий документ, который им удобно называть «стратегическим планом» и вернуться домой с чувством выполненного долга.
Вопрос: имеет ли этот план какое-либо отношение к корпоративной стратегии? Чаще всего, нет, потому что его авторы смешивают такие понятия, как «цель», «стратегия» и «действие».
Суть стратегического планирования состоит в описании того, как ваша фирма будет конкурировать в своей рыночной нише.
А составление стратегического плана сводится к формулированию, как именно различные части данной бизнес-структуры будут взаимодействовать, чтобы она могла успешно противостоять конкурентам.
По сути, это системный дизайн. Конечно, его можно начать и с двухдневного приятного времяпрепровождения, но на самом деле это только начало долгого и извилистого пути.
Как показывает наш опыт проведения стратегических сессий, если попросить их участников дать пример корпоративной стратегии, они смутятся сложностью этой, казалось бы простой, особенно для топ-менеджеров, задачи.
Вот некоторые типичные ответы: стратегия — это либо действия («запуск новой услуги»), либо некая деятельность («маркетинг наших продуктов по правильным каналам»), либо цели («достижение чистого дохода в размере $100 млн.»), либо описание того, что должно происходить («планирование жизненного цикла продукта»).
При этом ни один из этих ответов на самом деле не имеет отношение к настоящей стратегии.
«Цель» — это то, чего вы пытаетесь достичь, это показатель успеха организации.
На другом конце спектра находится «действие», которое выполняется на том индивидуальном уровне, на котором изо дня в день работают менеджеры.
«Стратегия» же находится как раз между этими двумя полюсами корпоративной деятельности.
Ключом к стратегии является позиционирование вашего бизнеса. А оно предполагает формулирование факторов, которые определяют интересы всех ключевых сторон, заинтересованных в деятельности вашей компании. Ведь она является частью многополюсной экосистемы, которая складывается из транзакций между вашей компанией и ее клиентами, сотрудниками, поставщиками и акционерами.
Задача группы, занимающейся стратегическим планированием, состоит в выработке позиций данной компании по всем вышеупомянутым факторам.
Иными словами, стратегия служит достижению цели, определяя корпоративную позицию по тем факторам, которые имеют стратегическое значение для всех заинтересованных сторон.
Если, к примеру, команда стратегического планирования определила цену как один из стратегических факторов для клиентов, то корпоративной позицией по этому фактору может быть гарантия самой низкой цены на продукт.
Если же стратегическим фактором для клиентов определена безопасность, то позиция компании по этому вопросу может выглядеть так: «безопасность имеет первостепенное значение, и наша продукция является одной из самых передовых, надежных и безопасных среди рыночных аналогов».
Относительно каждой заинтересованной стороны компания должна выявить ее интересы (она определят корпоративные цели). В частности, клиенты, скорей всего, хотят эффективной работы по таким факторам, как цена и уровень обслуживание клиентов. А затем ей предстоит найти способы, как удовлетворить эти интересы, построив тем самым основу для корпоративной стратегии. Следующий шаг в ее построении – сбалансировать отношения сотрудников с клиентами, клиентов с поставщиками и т. д.
Данный подход к стратегическому планированию основан на анализе интересов всех заинтересованных сторон, и его использование побуждает руководство компании мыслить стратегически. Помните, что стратегическое планирование — это путешествие и что корпоративные планы требуют постоянной корректировки.
Центр бизнес-психологии Alter Ego готов предложить вам проведение стратегических сессий по 3 направлениям: «Точки Роста», «HR-стратегия» и «Бюджетирование и KPI». В роли фасилитатора и модератора сессии выступит Андрей Игнатьев, бизнес-психолог. Заказывайте проведение стратегической сессии по телефону +7 (911) 925 23 55 или заполните форму ниже.
Оставить заявку