Миру бизнес-структур и их клиентов все более свойственны четыре атрибутивных свойства — изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность.
Соответственно от компаний и их сотрудников требуется все более глубокое и все более целенаправленное понимание глобальной конкуренции (как во внешней, так и во внутренней среде) с учетом интенсивного проникновения цифровых технологий и повышения уровня автоматизации бизнес-процессов.Это требует высокой креативности в сфере принятия решений, в частности, освоения новых методов и инструментов мышления в условиях неопределенности и повышенных рисков.
Современные требования к лидерам бизнеса включают высокую адаптивность, умение учиться на ошибках и быстро внедрять инновации, а также смелость.
Устойчивый же рост компании сегодня базируется на корпоративной культуре с четкими ценностями и конкретными целями, которые предусматривают повышение делового тонуса сотрудников, их вовлеченности в бизнес-процессы и их приверженности организации.
Чтобы построить организацию, ориентированную на будущее, руководству необходимо создать понятное видение компании — сформулировать ее цель, миссию и стратегию. Только на этой основе можно определять направления ее развития и трансформации.
А что касается сотрудников: они должны постоянно развивать свои навыки и таланты, чтобы личным поведением способствовать корпоративным изменениям.
Четко сформулированная стратегическая цель компании помогает определить необходимый образ мышления ее лидера, а также его личную миссию, вдохновляющую и мотивирующую сотрудников.
Заявленные области роста компании, ее организационная структура и основные ценности должны непрерывно соответствовать друг другу в динамично меняющихся условиях. Это требует инновационной корпоративной культуры, подкрепленной связями с населением и клиентской базой.
Ориентированная на будущее корпоративная культура должна определять краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, питать энергию, креативность и дух компании. Лучший путь для этого — балансирование стремлений всех сотрудников. В частности, свободы и дисциплины, личного труда и совместной работы, индивидуальной ответственности и командных связей.
Еще один важный элемент такой корпоративной культуры — повышение внимания к личности каждого сотрудника, начиная от его семейных и трудовых связей и заканчивая выражением ему признательности за вклад в развитие компании.
При этом роль лидера заключается в поддержке предпринимательской и развивающей культуры персонала.
Подобная инновационная культура послужит базой для основных ценностей компании, таких как честность, доверие, уважение и адаптивность. Следование этим ценностям будет способствовать сплочению коллектива компании, а также личностному росту ее сотрудников.
Подходы к обучению и развитию сотрудников должны отвечать их ожиданиям, потребностям и стремлениям приобретать новые навыки, чтобы точнее следовать основным ценностям компании, повышая при этом уровень своего личностного развития.
Важно, чтобы вновь приобретенные знания, навыки и компетенции применялись незамедлительно в целях повышения эффективности бизнеса. Эта внутренняя обучающая среда должна поддерживаться философией непрерывного корпоративного развития на базе цифровых технологий, робототехники и искусственного интеллекта. При этом важно, чтобы сотрудники понимали непосредственную связь между освоением ими новых навыков и финансовыми выгодами компании.
Ориентированные на будущее лидеры должны постоянно обогащать свой опыт, чтобы справляться с неординарными вызовами и глобальной конкуренцией. Исходя из стратегических и тактических целей компании, лидерам нужно стимулировать творческие действия своего персонала и командную работу на конкретный результат.
Новые лидеры должны также уметь наращивать свои возможности, в частности потенциал системного мышления и принятия решений на основе углубленного анализа данных. От них требуется все большая гибкость, а также сострадание и смелость, чтобы заряжать энергией сотрудников компании.
Корпоративная культура, ориентированная на развитие, предполагает стимулирование инновационного мышления как уникальной бизнес-стратегии.
Сотрудники компании должны взять на себя ответственность за применение своих знаний и навыков для реализации ее планов. Руководству компании со своей стороны следует поощрять использование новых подходов на рабочих местах и нетрадиционных способов достижения лучших результатов.
Если сотрудники и руководители делятся друг с другом интересными идеями, эффективность компании растет вместе с повышением ее конкурентоспособности.
При решении сложных корпоративных проблем важен стиль общения между сотрудниками и соответствие их поведения ценностям компании. Искомые бизнес-решения могут достигаться за счет индивидуальной рефлексии, обмена знаниями в режиме off-line и деловых коллективных обсуждений.
При этом важную роль играет взаимное уважение сотрудников и их эмоциональный интеллект.
В цифровом деловом мире для командной работы и обмена идеями нужны, с одной стороны, персонализация, а с другой — партнерские отношения. Открытое двустороннее общение на основе корпоративных целей и коллективной ответственности обеспечит руководителям и сотрудникам совместный личностный рост, а формальные и неформальные дискуссии – более быстрое и эффективное решение проблем. Созданная таким образом инновационная среда содержит знания, идеи и данные, которые нужны для повышения эффективности компании.
В нашем быстро меняющемся мире организационная культура развивается для удовлетворения будущих потребностей и достижения высоких деловых результатов. Она строится на непрерывном обучении сотрудников, наращивании их адаптивности, креативности и готовности к деловому партнерству.
Благодаря динамичности и энтузиазму руководители компаний все больше ориентируются на долгосрочную перспективу, ускоряя изменения с помощью новых подходов и переосмысления бизнес-стратегий. Нормой становится свободный обмен идеями в корпоративной инновационной среде.