Найти покупателя франшизы — половина дела. Найти идеально подходящего франчайзи — половина куда более сложная. Если вы — потенциальный франчайзер, придется изрядно поработать прежде чем разместить свое рекламное предложение по покупке франшизы.
Халтуре здесь не место: плохо подобранные кандидаты приводят к неумелому управлению франшизой и закрытию точек. Кроме того, неуспешные партнеры часто транслируют на рынке негатив, что приводит к дискредитации бренда.
Как же подобрать франчайзи, которые выведут вас на новый уровень, а не потопят бизнес? Даем инструкция к действию.
Профиль франчайзи состоит из 2-ух частей. Первая из них — знание, навыки и опыт.
Многие люди покупают франшизу и ожидают, что франчайзер обучит их всем тонкостям ведения бизнеса. Отчасти это правда, однако некоторые базовые навыки у потенциальных франчайзи все же должны присутствовать уже на старте.
Например, если вы продаете франшизу управленческого типа, то франчайзи, должен иметь хотя бы минимальный опыт управления. Это может в себя включать мотивацию персонала, организационные способности, умение общаться с клиентами и т. д.
Если франшиза связана с прямыми продажами, то для успешной жизни бизнеса потенциальный франчайзи должен обладать базовыми навыками продаж и уметь эффективно коммуницировать с клиентами.
Ко всему прочему, кандидат должен финансово обеспечить всю эту затею, ведь в ином случае обе стороны тратят время впустую.
Определив, какие качества необходимо иметь получателю вашей франшизы, составьте таблицу, где в левой колонке будут в столбик перечислены качества, а справа – их оценка по 5-бальной шкале в зависимости от степени их значимости. Эту таблицу следует использовать для отбора кандидатов на собеседования, а также как визуальную подсказку для составления вопросов в процессе интервью.
Но даже если претендент обладает всеми заявленными качествами, это еще не значит, что он успешно справится с франшизой.
Личные качества – вторая и более сложная часть профиля претендентов. Вам нужно определить, какими личностными качествами должны обладать потенциальные франчайзи. Личные характеристики не имеют ничего общего ни с уровнем образования, ни с его профилем, ни с навыками.
Вы должны определить набор качеств, необходимых для ваших франчайзи. Например, стрессоустойчивость, умение работать в команде, ориентированность на продажи и т.д. Отталкивайтесь от особенностей и специфики вашего бизнеса, а также от личных предпочтений, как основателя.
Будет здорово, если впоследствии вы сможете протипировать потенциальных кандидатов по психометрическим тестам для выявления основных черт личности. Для этого можно использовать тесты СМИЛ , Айзенка, Стреляу, Ленгарда, Лири и другие. Благодаря тестам Вы не будете руководствоваться только субъективным мнением при выборе подходящего кандидата, а будете вооружены профессиональной оценкой личных качеств.
Теперь вы знаете, кого ищете. И следующий вопрос: где и как надо рекламировать свою франшизу? Лучше использовать как можно больше ресурсов: создать отдельный сайт по продаже вашей франшизы, размещаться на сайтах-каталогах различных франшиз, участвовать в выставках франшиз, рекламироваться в соцсетях и настраивать таргет и контекстную рекламу. Это целая стратегия, она требует тщательной проработки: мы помогаем нашим клиентам ее разработать на консультациях по франчайзингу в центре Alter Ego.
Сейчас набор франчайзи является высококонкурентным бизнесом, а сами потенциальные франчайзи информированы лучше, чем когда-либо прежде. Ваша реклама должна бросаться в глаза, но избегать излишнего хайпа и гипер обещаний. Человек, увидевший Вашу рекламу решит за 5 секунд, читать ли ее дальше или обратиться к Вашим конкурентам. Очевидно, что реклама должна захватить внимание читателя: быть четкой, описать уникальные свойства франшизы и выгоду для франчайзи. Избегайте длинных предложений и мелкого шрифта.
Потенциальный получатель франшизы должен знать о том, что у Вас за бизнес, какая поддержка будет обеспечена с Вашей стороны, какова цена франшизы и возможный доход от нее.
Итак, теперь Вы знаете, какого человека хотели видеть в качестве франчайзи. Знаете, где разместить рекламное объявление.
Поиск идеального покупателя франшизы – процесс долгий. Быстрый успех – явление редкое, всё это занимает много времени и средств. Из 100 откликов Вы выберете 10 лучших для приглашения на собеседование, и в итоге, вы выберете только 1 или 2 кандидатов. Чем больше Вы затратите времени и средств, тем больше кандидатов для рассмотрения Вы получите, а следовательно, выбор будет самым лучшим.
Принимая во внимание всё вышесказанное, необходимо продумать бюджет на распространение рекламного предложения на год вперед. Анализировать работу информационных каналов необходимо каждый месяц.
Процесс отбора стартует с момента звонка/сообщения от кандидата и продолжается до старта обучения.
Структурированный процесс отбора способствует укреплению доверия кандидатов к франшизе, так как он является отражением того, как франчайзер управляет бизнесом.
Важен каждый этап процесса отбора: вы ведь не хотите тратить время на неподходящих кандидатов и просто зевак. На каком-то этапе следует запросить депозит для подтверждения намерений потенциальных франчайзи. У вас должны быть заранее подготовлены стандартные письма для ответов на различные ситуации, такие как отправка соглашений о конфиденциальности, отправка договора о франшизе юристу заявителя и т.д.
Сразу отметим, что одного интервью не будет достаточно. Также по возможности пригласите на этой собеседование партнера/супруга кандидата — поддержка семьи очень важна, особенно на начальном этапе бизнеса.
На первой встрече, как правило, 90% времени франчайзер рассказывает о франшизе, а 10% времени опрашивает кандидата, когда надо поступать наоборот.
Стартовое интервью должно занять не более 2 часов. Вы можете использовать презентацию на ноутбуке, где покажете ключевые моменты франшизы. Исходя из реакций кандидата на Вашу презентацию, его ответы на вопросы, а также, исходя из качества вопросов, заданных самим кандидатом — Вы должны получить четкое представление о том, следует ли продолжать дальнейшее общение.
Если обе стороны согласны продолжать знакомство, то вторая встреча – идеальный момент для проведения психометрического теста.
Если Вы учтете все выше описанные пункты и со всей внимательностью отнесетесь к процессу поиска потенциального франчайзи, то обязательно найдете человека, который сделает Ваш сон об успешном франчайзинге реальностью, а не превратит его в ночной кошмар.
Если вам нужна помощью в составлении профиля франчайзи, разработке маркетингового плана по продвижению франшизы, оценке степени подходимости кандидата — оставьте заявку на консультацию по франчайзингу в центре Alter Ego прямо сейчас.