Одной из черт человеческого мышления является тенденция выстраивать некие полярности (например, в таких сферах, как ценности и политика), а затем цепляться за них. Полярности проявляются и в менее значимых вопросах, в частности, в подходе к продажам.
На протяжении истории человечества наш мозг разделял все сущности на две категории — полезные и вредные.
Черника хорошая, голодные хищники плохие. Мои люди в безопасности, незнакомцы опасны. Люди, которые верят в то же, что и я, — часть моего племени, а люди, которые верят в нечто иное, — враги.
Эти дихотомии помогли нам выжить, но они же создали феномены ложного выбора и ограниченного мышления.
Правда в том, что черника иногда хороша, и голодные хищники тоже полезны. Ваши люди иногда находятся в безопасности, и незнакомцы им ничем не угрожают, тем более, что все, кого вы знаете, когда-то были незнакомцами, и у вас, возможно, были сомнения при встрече с ними.
Есть некоторые области, где дихотомии уместны (например, в ситуациях, где нужно различить честность и нечестность). Однако, во многих ситуациях черно-белая дихотомия мышления мешает достигать успеха.
Если есть только один правильный ответ, то все остальные ответы неправильны, что исключает их рассмотрение в качестве альтернатив. Если то, во что вы верите, хорошо, правильно и красиво, а все остальное ужасно, неправильно и ложно, вы не рассматриваете все новые варианты. А если то, что вы посчитали единственно верным, не дает желаемого эффекта, вы оказываетесь в тупике. Между тем, человеческое творчество и изобретательность не должны ограничиваться.
К примеру, первые планшетные компьютеры с сенсорным экраном появились на рынке в 2000 году. Их использование в то время казалось проблематичным, и эта идея была заброшена. Но Стив Джобс полагал, что планшетный компьютер не только возможен, но и отличается в лучшую сторону от обычного. В результате его видение, креативность и убежденность создали рынок планшетов.
Мы зачастую безосновательно предполагаем, будто образ и предмет нашей деятельности не могут быть улучшены, и этим закрываем для себя возможность пробовать новые варианты. Однако, не следует думать, что вы всегда единственно правы, а все другое – от лукавого. Подобная полярность мышления, исключает новые убеждения, новые действия и новые результаты. При столкновении с жизненными реалиями такой подход может привести к психологическим травмам.
Всякий раз, когда существуют несколько идей или направлений действий, имеют смысл как конкуренция, так и интеграция этих идей. Большинство же из нас придерживаются своих убеждений настолько твердо, что отказываются даже задумываться об альтернативных подходах.
Некоторое время в маркетинге считалось, что холодные звонки – явление, противоречащее правилам. Столь однозначный подход к продажам ограничивал возможности продавцов и торговых организаций, что приводило их к негативным результатам. На этом фоне те, кто не был столь категоричен, получили преимущество: отказавшись от дихотомии, они интегрировали холодные звонки в традиционный маркетинг, заменив «или» на «и», что позволило им получать выгоду от обоих подходов.
Еще один пример. Когда некая рок-группа играла только оригиналы, игнорируя возможность каверов, у нее было небольшое число поклонников. В какой-то музыканты отошли от этого строгого правила, включили в свою программу каверы, и за счет этого добилась гораздо большего успеха.
Игнорируя идеи, с которыми вы в данный момент не согласны, вы можете зайти в тупик и лишить себя возможностей личностного и профессионального роста.
Чтобы освободиться от поляризованного черно-белого мышления, вы должны быть готовы изучать мнения и идеи, с которыми вы не согласны. Вы также должны быть готовы и к новым действиям. Чем более значима идея, которая отличается от вашей, тем полезней ее проанализировать.
Изучение идей, с которыми вы не согласны, не означает, что вы слепо принимаете их. Это означает, что вы оцениваете их — в свете ваших конкретных обстоятельств — предельно объективно (как при судебном разбирательстве). Не все идеи одинаково ценны для всех ситуаций — контекст имеет значение. Но если вы не желаете смотреть на что-то другое, потому что это угрожает тому, к чему вы привыкли, вы отрезаете себя от изменений, которые могут быть вам весьма полезны.
Один из способов вырваться из ловушки черно-белого мышления — посмотреть на людей, занимающих позицию, противоположную вашей, и задать себе вопрос, почему они считают так, а не иначе. Ведь если бы они не получали никакой пользы от этого, они бы давно перестали заниматься тем, чем занимаются.
Если вы собираетесь расти и совершенствоваться, вам прежде всего необходимо отказаться от поляризованного мышления и стараться изучить все возможные альтернативы, включая те, которые полярно противоположны вашему подходу.
В напряженности между полюсами есть большая ценность. Человек знает свет, потому что познал тьму. Он чувствует холод, потому что знает, что такое жара. Оба эти примера демонстрируют континуум вариантов в пространстве между полюсами. Не отвергайте с порога позицию, противоположную вашей, а лучше подумайте, чем она может быть вам полезна и нет ли смысла интегрировать ее ради пользы для вашего бизнеса.