Упрямство и решительность – разные вещи. Об этом свидетельствует биография сэра Уинстона Черчилля.
Во время Первой мировой войны, Черчилль, будучи министром британского военно-морского флота, ратовал за нападение на турецкий город Галлиполи.
Особой поддержки эта идея не вызывала: его заместитель даже подал в отставку в знак протеста: он знал, что никто и ничто не остановит его патрона.
И когда англичане действительно напали на Галлиполи, это стало катастрофой, едва ли не худшей в британской военной истории: из-за решения одного человека погибли 120 000 молодых людей. Жена Черчилля, Клементе позже вспоминала: «Я думала, он умрет от горя». А сам сэр Уинстон резюмировал ситуацию так: «Если ты идешь сквозь ад, продолжай идти».
Упорство Черчилля проявилось в преддверии Второй мировой войны. Он был убежден, что Гитлер помешан на военных действиях. И хотя практически все люди, окружающие сэра Уинстона, не соглашались с ним, он твердо стоял на своем и оказался прав. Так что, когда война началась, его попросили стать премьер-министром, чтобы в это трудное время страну вел именно он.
«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров любыми средствами. Мы будем сражаться на пляжах, на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах; мы никогда не сдадимся», — воодушевлял свой народ Уинстон Черчилль.
Все великие лидеры упрямы и решительны, и это в полной мере верно в отношении Черчилля. «Никогда, никогда, никогда не сдавайся», — требовал он от окружающих. Одна из вещей, которая делает человека великим — его преднамеренная иррациональность, бредовый оптимизм. Черчилль был готов сражаться, не считаясь с потерями, там, где так называемый «разумный человек» давно бы сдался. Сэр Уинстон пожертвует своим здоровьем, счастьем, удачей и репутацией ради борьбы с фашизмом и соединения с союзниками во время Второй мировой войны. Это истинное величие: мы растем вместе с тем делом, которое делаем.
Сложнее всего выбрать, когда быть упрямым, а когда быть гибким. Это требует мудрости: здесь нет простой формулы, и все зависит от ситуации. Единственная рекомендация — будьте гибкими в отношении вещей, не слишком важных для вас, и упорными, когда речь идет о вещах действительно серьезных. Но тут опять же требуется мудрость, чтобы отличить важное от неважного, особенно в ситуациях, когда мы захвачены вихрем эмоций.
Очевидцы вспоминают, как Черчилль накричал на свою секретаршу за то, что она случайно напечатала текст с одинарным интервалом вместо двойного. Не стоило ли ему проявить большую терпимость и сострадательность? Обычный человек так и сделал бы, но успешные люди обычно требуют от своих сотрудников жесткого соблюдения регламента, за что их могут посчитать капризными. Но на самом деле такого рода люди просто по-особому внимательны даже к незначительным деталям их профессиональной деятельности. Вот и для Черчилля машинописный текст был примерно тем же, что пианино для Баха или холст для Пикассо.
Выдающиеся люди предъявляют к окружающей их действительности более высокий стандарт. «Мне нужно только самое лучшее», — говорил Уинстон Черчилль. Проблема таких перфекционистов кроется в том, что они упорствуют не только, когда они правы, но и тогда, когда они неправы. Им неважно, идет ли речь о серьезных вещах или о мелочах. «Никогда не сдавайся, никогда, никогда и ни в чем, ни в малом, ни в большом, никогда не поступайся убеждениями, честью и здравым смыслом», — призывал Уинстон Черчилль.
Поначалу упорство делает его носителя непопулярным, но он, как и Черчилль, должен быть готов к этой краткосрочно неприязни, чтобы его полюбили в долгосрочной перспективе. Сначала люди говорят: «Остановись, перестань мечтать, будь практичным», но с течением времени, видя твердость лидера, они меняют свою точку зрения («если это так важно для него, тогда, может быть, он преуспеет»). У них растет уважение к позиции лидера, равно как и вера в него.
Возвращаясь к сэру Уинстону, отметим еще одну сторону его твердости. Именно ему принадлежит известная максима: «Успех заключается в переходе от одной неудачи к другой без потери энтузиазма». Он всегда говорил то, что считал правильным, даже если окружающие полагали, что он неправ, и был убежден: быть великим — значит бороться за окончательную победу, несмотря ни на что.
В заключение еще одна мысль Уинстона Черчилля: «У тебя есть враги? Хорошо. Это значит, ты что-то отстаивал в своей жизни».