Подбор персонала — это системный процесс, включающий разработку и размещение объявлений о работе, определение ключевых квалификационных требований и отсечение заведомо неподходящих кандидатов. Иногда для отбора лучших кандидатов приглашают организационных и бизнес-психологов. В этой статье поговорим: чем их подход отличается от подхода hr-менеджеров, и какие методы они используют.
Инструменты отбора включают тесты способностей, тесты знаний, личностные тесты, структурированные интервью, сбор биографических данных и достижений кандидатов в профильных областях.
Подбор персонала – это поиск потенциальных кандидатов на фактические или ожидаемые вакансии, первый шаг в процессе найма. При этом целью является выявление конкурентоспособных специалистов, соответствующих потребностям и ценностям компании. Поэтому следует привлекать не просто большое количество соискателей, а группу лиц, обладающих необходимыми навыками для данной должности.
Следующим шагом в процессе приема на работу является отбор (из полученной на первом этапе базы) кандидатов с самым высоким потенциалом в рамках данной компании. Эта процедура профилактирует текучесть кадров, снижает затраты, а также повышает моральный дух и производительность.
Основой здесь является список критериев (требований) для каждой вакансии, но нужно учитывать также соответствие кандидата корпоративной культуре, а также его навыки и компетенции.
Производственные и организационные (I/O) психологи используют различные методы для отбора кандидатов. Основная цель этих методов — предсказать производительность их работы, но каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.
Принимая решение о найме, важно понимать тип личности заявителя, его ценности и мотивацию. Новые сотрудники могут приобрести техническую компетентность, а вот изменить их личностные черты гораздо труднее.
Интервью — один из наиболее распространенных способов отбора людей. При этом психологи рекомендуют следовать некой структуре, в которой каждому кандидату задают одинаковые вопросы и оценивают их по стандартной рейтинговой шкале. Известно, что структурированные интервью дают более надежные результаты, чем неструктурированные.
Другим инструментом, используемым для отбора, является тестирование личности. Индивидуальные тесты дают информацию о качествах соискателя и его навыках межличностного общения: насколько хорошо он ладит с коллегами, свойственна ли ему самодисциплина, насколько он внимателен к деталям, организован, гибок и доброжелателен.
Тесты на психомоторные способности используются для измерения мелкой моторики, а также координации рук и глаз. Тесты же физических способностей измеряют грубые моторные навыки, такие как подъем грузов и бег. Эти навыки важны в работах, где требуется сила.
Соискателя просят выполнить тестовую работу, которая имитирует фактическую. Цель состоит в том, чтобы оценить, насколько хорошо кандидат может учиться и решать поставленные задачи.
Организационные психологи должны оценить обоснованность этих тестов, чтобы определить, в какой степени принятые способы отбора могут предсказать эффективность соискателя в реальной работе.
Под достоверностью контента понимается то, насколько всесторонне тест отображает базовую конструкцию, принятую для оценки.
В качестве примера: собеседование на должность банкира имело бы низкую валидность содержания, если бы оно оценивало, удобно ли кандидату разговаривать с разными людьми и не включало бы проверку его знаний математики.
Подобный тест не охватывает всех знаний, умений и навыков, которые требует искомая работа.
Речь идет о том, насколько точно тест отображает базовую конструкцию, принятую для оценки. Для этого нужно изучать корреляцию с другими методами тестирования, использующие ту же конструкцию.
Когда мы спрашиваем, имеет ли данный тест хорошую валидность, мы, по сути дела, задаемся вопросом: «Действительно ли он проверяет то, что мы тестируем?»
Примером меры с сомнительной валидностью конструкции являетсяIQ- тестирование. Оно предназначено для измерения интеллекта, но есть разногласия по поводу того, измеряет ли он интеллект или же некое умение.
Критерий достоверности проверяет, насколько хорошо тестовая конструкция соотносится с поведением человека в реальных ситуациях.
Например, адекватно ли данный тест отражает конструкцию (например, трудовую этику) в том виде, в каком она представлена в реальной жизни (например, выполнение заданий вовремя, приход на работу вовремя, соблюдение графика и т. д.).
Надежный тест дает воспроизводимые результаты. Будут ли процедуры найма и отбора, которые использует компания, работать однократно или каждый раз, когда нужно кого-то нанять? В последнем случае их можно назвать надежными.