Казалось бы, что может быть проще: определиться с помещением для магазина, прикупить инвентарь, выбрать товар и начать его продавать. Но в бизнесе без должной подготовки успеха не добиться. В этом руководстве мы подробно расскажем о том, как организовать бизнес в сфере ритейла, который будет приносить прибыль.
Ни один бизнес, независимо от того, насколько крутая у него концепция, не сможет добиться успеха без проработанного бизнес-плана. Поэтому перед запуском розничного магазина вам необходимо провести детальное планирование.
Бизнес-план должен охватывать основные аспекты создания и развития вашего бизнеса, включая такие детали как:
Бизнес-план — это, во-первых, четкое руководство к действию для вас. Во-вторых, он пригодится потенциальным инвесторам, которые наверняка захотят увидеть расчеты, прежде чем оказывать финансовую поддержку вашему бизнесу. Четкий и продуманный бизнес-план вызывает доверие к вам, а потому спешка при его создании — это путь к катастрофе. Потратьте столько времени, сколько нужно на детального изучение рынка, обдумайте критически важные детали, наметьте финансовые планы и прогнозы.
Если у вас нет всей суммы денег, которую вы планируете инвестировать в свой розничный магазин, вам потребуется внешнее (кредитное) финансирование. При поиске кредита точно определите, сколько денег вам понадобится и на какой срок. Эту информацию нужно будет включить в ваш бизнес-план.
Будьте готовы предельно конкретно обсудить с потенциальным инвестором, как вы будете использовать заемные ресурсы (например, на покупку инвентаря, аренду, коммунальные услуги, маркетинг). Освежите в памяти свою кредитную историю, чтобы спланировать ожидаемые условия кредита. Никогда не подписывайте документы без полного понимания вариантов погашения, продолжительности ссуды, процентной ставки и любых штрафов, связанных с досрочным или отсроченным погашением.
Место, где вы разместите свой розничный магазин, имеет решающее значение. Удаленное местоположение с затрудненным трафиком не даст таких же результатов, как проходное место в центре города, пусть даже с большим ценником.
При оценке качества локации нужно учитывать множество факторов, в том числе:
Парой тройкой эффектных аксессуаров в магазине вам не отделаться: потребуется выстроить целое пространство, заполненное мебелью, оборудованием, инвентарем и аксессуарами.
Речь, в частности, идет о таких предметах, как:
Помните: гораздо проще изначально нанять нужных людей, чем постоянно испытывать кадровый голод и фиксировать убытки от неправильно подобранной команды.
При размещении объявлений о вакансиях четко указывайте должностные обязанности и функции, требуемые личностные качества, необходимый опыт или квалификацию.
Убедитесь, что вы публикуете объявления о вакансиях на рекламных площадках и сайтах, которые с наибольшей вероятностью посещают ваши потенциальные сотрудники (например, социальные сети подходят для набора молодых сотрудников, а публикации в HeadHunter или LinkedIn — более опытных специалистов).
Найм это марафон, а не спринт. Никогда не нанимайте кого-то только потому, что он свободен или очень хочет. При приеме на работу учитывайте такие аспекты, как:
Существуют задачи, которые прямо или косвенно влияют на размер доходов — бухгалтерский учет, управление персоналом, контроль запасов. Не следует пренебрегать ими: грамотное управление бэк-офисом — отделом оформления, регистрации и учета операций, связанных с финансами фирмы – залог устойчивости вашего бизнеса.
Сегодня POS-системы выходят далеко за рамки выполнения и обработки платежей. Используя соответствующие POS-решения и приложения, можно выполнять в одном интерфейсе все бэк-офисные задачи от бухгалтерского учета и оперативной аналитики до управления персоналом.
К примеру, с помощью системы POS можно определить часы пик, когда в вашем магазине больше всего покупателей; дни недели, когда у вас больше всего транзакций и выручки от продаж и т.п. Ответы на эти вопросы позволят определить, какое количество сотрудников потребуется, чтобы своевременно обслуживать покупателей.
Никакой бизнес не выживет без правильного подхода к бухгалтерскому учету. Без надежного способа сбалансировать доходы и расходы невозможно узнать, получаете ли вы прибыль или теряете деньги на ежемесячной основе.
Ваша система начисления зарплаты должна быть простой и понятной. Только в этом случае вы сможете наладить эффективный бизнес-процесс, который генерирует положительный финансовый поток при соблюдении установленных законом правил налогообложения.
Без мониторинга того, что продается, а что нет, среднего оборота и прибыли, трудно понять, насколько хорошо работает ваш розничный магазин, и вносить в его работу необходимые изменения. Современный инструмент такого мониторинга, причем в реальном времени, – упомянутая ранее POS-система.
Сейчас ритейлерам проще и удобнее вести продажи через Интернет: 50% потребителей хотят совершать онлайн-покупки и забирать товар в магазине, а 73% — с большой вероятностью посетят близлежащий магазин, если розничный продавец предоставит им информацию о наличии товара в Интернете. Лишь 36% отправятся в реальную – офлайн-торговую точку без предварительного заказа товара в Интернете.
Обеспечить доступность продукта онлайн в режиме реального времени можно, интегрировав вашу систему POS с вашей платформой электронной коммерции.
Открыли магазин и забили на проработку маркетинга? Тогда есть риск, что первые несколько недель вы проведете в пустом магазине.
Достойный охват потенциальных покупателей обеспечивает цифровой маркетинг — присутствие в социальных сетях. С помощью аккаунта в Instagram, Вконтакте, Facebook и Twitter вы можете прорекламировать свой магазин, прежде чем откроются его двери. Для более продвинутых предприятий это отличный ресурс взаимодействия с клиентами и информирования их о новостях вашего бизнеса, а также специальных акциях.
Публикации в соцсетях – аналог рекламы из уст в уста, которая за непродолжительное время становится достоянием миллионов.
Всегда ставьте себя на место своих клиентов — смотрите на свой бизнес с их точки зрения. Если бы вы сами были покупателем в вашем магазине: как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Хотели бы вы, чтобы вас встретили, когда вы прошли через дверь? Обрадуетесь ли вы бесплатной бутылке воды? Если при покупке возникла проблема, как бы вы хотели, чтобы компания ее разрешила?
Когда все бизнес-процессы работают достаточно хорошо, возникает соблазн дальше идти по проторенной дорожке, избегая рисков. Однако, эта стратегия не позволяет воспользоваться новыми возможностями для развития бизнеса. Так, сканер штрих-кода вкупе с прогулкой по магазину с iPad — намного более быстрый и точный способ проведения инвентаризации, чем обычный компьютер с Excel. Если все уже внедрили это, а вы нет — вы в команде отстающих.
Не держитесь за статус-кво: лучше внимательно следите за своим бизнесом, контролируйте аналитику, последовательно оценивайте возможности и прогнозируйте то, что они означают для краткосрочного и долгосрочного успеха вашего бизнеса. Несложное стратегическое планирование и готовность адаптироваться позволит вам всегда держать свой магазин на плаву и не отставать от конкурентов.
Открытие розничного магазина — это проект, который требует много моральных, временных и финансовых вложений. На первых порах вы можете рассмотреть вариант покупки франшизы у крупной федеральной компании — франчайзер предоставит вам обучение.
Или обратитесь к эксперту — человеку, который уже прошел через это, открыл свою успешную сеть с сотней магазинов по всей России и глубоко погружен в бизнес в сфере ритейла. В центре Alter Ego вы можете найти такую поддержку — это консультации по открытию розничного бизнеса от бизнес-психолога Андрея Игнатьева. Запишитесь на первую консультацию с бизнес-экспертом со скидкой и начните свой бизнес успешно, избежав десятка неочевидных ошибок, сохранив деньги и нервы.