«Никогда не сдавайся! Не слушай завистников! Потерпи, все получится!», — эти банальные рекомендации дают лидеры мнений и успешные бизнесмены, которые искренне желают вам успеха.
Проблема в том, что те же самые люди советуют и нечто противоположное: «Вы должны найти правильную идею. Ваша бизнес-идея должна быть устойчивой и крепко стоять на ногах. Время является ключевым фактором для успеха в бизнесе».
Что же делать начинающему предпринимателю, переполненному захватывающими, но рискованными идеями? Вы когда-нибудь спрашивали себя, когда вы должны отказаться от бизнес-идеи, которая не работает? И как вообще понять, что она неправильная?
Вы когда-нибудь волновались, принимаете ли вы при этом правильное решение? Выйти или не выйти из бизнеса – вот поистине гамлетовский вопрос, вызывающий у начинающего предпринимателя экзистенциальную тревогу.
Страх того, что вы работаете не над той бизнес-идеей, парализует. Так же, как и опасение, что вы можете ошибочно отказаться от хорошей идеи. Каждый предприниматель мучается «вопросом о выходе», потому что мы все — жертвы одной и той же ошибки в «программном обеспечении» человеческого мозга.
Продумывать бизнес-идеи относительно легко, если нам не мешают слои когнитивных предрассудков — ментальный шум. И первый такой предрассудок — малоосведомленный оптимизм.
Все новое привлекательно, наш мозг любит все новое. А предприниматели – в основном, позитивные люди, которые стремятся делать большие дела и готовы к возрастающей активности. Этот оптимизм необходим в занятиях бизнесом.
Проблемы начинаются, когда он необоснованно проецируется на новую идею или проект. Вы не можете избавиться от ощущения, что некая новая идея принесет большую прибыль, даже когда подобные проекты в вашем недавнем прошлом пошли не так успешно, как ожидалось. Вы убеждаете себя: «Я в восторге от этой идеи. Это был тяжелый год, но мы собираемся взорвать рынок за счет новой тактики в социальных сетях. Я только что услышал о том, как парни из стартапа X растут на 20% в месяц, и почему бы нам не сделать то же самое».
Глубокое чувство оптимизма создает сама новизна идеи. Беда в том, что этот оптимизм зачастую порожден наивностью, корни которой в недостаточной информированности и/или в отсутствии должного опыта. Эйфория оптимизма заставляет предпринимателя думать, что он уже нашел или легко найдет ответы на все вопросы. Мы называем это «мышлением единорога», потому что неинформированным оптимистам, увлеченным погоней за новыми идеями, кажется, будто они совершают чудо.
Между тем, новые идеи привлекают вас именно тем, что вы не понимаете их до конца и в подробностях. Малоосведомленный оптимизм — это медовый месяц, через который вы проходите со своей бизнес-идеей. И как все медовые месяцы, эта эйфория подходит к концу: когда вы, затаив дыхание, ждете победы, оптимизм нередко сменяется чем-то гораздо менее приятным.
Каждый новый амбициозный проект становится все сложнее и сложнее, когда вы все больше узнаете о деталях, необходимых для его реализации. Это знание черпается только из непосредственного опыта побед и поражений: тут не работает ни теория, почерпнутая из книг, ни статистика, ни чьи-либо советы. Находясь в плену предвзятости, вы слышите только то, что хотите услышать. «Это не так просто, как я думал», — понимает на этом этапе предприниматель.
Состояние осведомленного пессимизма со временем усугубляется: чем дальше вы продвигаетесь в бизнес-проекте, тем больше вы узнаете о тех вещах, о которых раньше и не подозревали. И тут бизнесмены начинают сомневаться в самой идее: «Это могло бы сработать для какого-то другого стартапа. Я не уверен, был ли честен тот гуру-консультант, который рекомендовал мне заняться данной идеей. Не знаю, стоит ли продолжать ее реализацию».
Осведомленный пессимизм – это путь к пониманию, что любой бизнес непрост, в реальности это тяжелая работа.
Осведомленный пессимизм нарастает вплоть до критической точки депрессии, когда предпринимателем овладевает непреодолимое желание бросить начатый бизнес. В этой-то ситуации большинство людей и совершает аварийный выход из проекта.
Однако, альтернатива есть: можно терпеливо искать средства реализации идеи, протолкнуться сквозь существующие трудности. Но стоит ли ваша идея таких усилий? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять один психологический парадокс.
Потому что они воплощают свои идеи в жизнь до тех пор, пока не достигнут дна депрессии и их не соблазнит новый бизнес-проект с его прекрасной начальной стадией неосведомленного оптимизма. Снова хорошая атмосфера, большие ожидания, обнадеживающее чувство возможности, когда будущее светло. Это ровно то, что хочет ваше бессознательное.
И не важно, что в этом случае разум соблазняется глупыми новыми идеями только потому, что они создают искомый драйв лучше, чем старые, и, кроме того, вселяют надежду на волшебный успех. Такие предприниматели кружатся по кругу: снова и снова, пронося очередную новую идею от оптимизма до пессимизма. Ключом к разрыву является самосознание.
Плохие идеи в бизнесе — это идеи типа «я тоже», следуя которым ты никогда не будешь лучшим. А потому не стоит:
Ключевое значение имеет ответ на вопрос, сможете ли вы быть лучшим в сознании ваших потенциальных клиентов?
Чтобы очертить их круг нужно радикально сузить демографическую и психографическую характеристики целевой аудитории, обозначив тем самым вашу рыночную нишу. Искомое соответствие продукта рынку достигается, когда предприниматель, руководствуясь осведомленным пессимизмом, создает то, что нравится его потенциальным клиентам.
У нас был клиент, который загорался от каждой новой идеи. Они рождали в нем драйв, свежие силы и желание действовать. У него был основной бизнес — аудит , который последние 15 лет приносил ему прибыль, и все эти деньги он инвестировал в новые проекты.
Сейчас у него уже 6 таких бизнесов — каждым из них он увлечен, потому что они построены на его эмоциях — увлечениях, хобби, личных пристрастиях. Например, ему нравится тема моделирования самолетов, и он начинает делать делать этот бизнес с нуля в гараже.
Как в таком случае разобраться — начинать новый бизнес или продолжать заниматься старым? На консультации, Андрей Игнатьев попросил нашего героя сделать смарт-анализ:
Клиент увидел, что основной бизнес, на который он тратит 20% времени приносит ему 85% дохода, а на бизнес-проекты, приносящие всего 15% — он тратит почти все свое время. Трезвый взгляд на вещи дал ему возможность выработать адекватное понимание, куда нужно инвестировать свои усилия, чтобы не остаться у разбитого корыта с огромным количеством полуреализованных идей.
Вы прочитали статью и все еще уверены, что ваша бизнес-идея стоит того, чтобы бросить на нее все свои ресурсы и усилия? Узнайте, действительно ли она того стоит, проверьте ее на прочность и жизнеспособность на консультации по бизнес-психоанализу и оценке новых бизнес-идей в центре Alter Ego.
Оставить заявку на консультацию