Большинство из бизнес-лидеров считает себя людьми сугубо рациональными: они собирают факты, анализируют их и делают выбор, который представляется им наиболее логичным. Однако, довольно часто решение на самом деле принимается ими на основе эмоций, а затем под него подверстываются некие логические соображения, построенные на основе фактов.
Ловушка в том, что эти факты могут выбираться с определенной тенденцией — в поддержку уже принятого эмоционального решения, а данные, противоречащие ему, игнорируются.
Иногда бизнес-решения основываются на предположениях, не имеющих фактического подтверждения. Вот пример:
Одна типография захотела расширить свой бизнес. Ее представители посетили несколько предприятий, у которых были потребности в печати, чтобы спросить, сколько они тратят на печать каждый год. Типографы сложили полученные цифры и сделали предположение, что даже если они получат всего 10% от этой суммы, у них не будет проблем ни с выплатой кредита на новый печатный станок, ни с финансированием других расходов компании.
Проблема заключалась в том, что это вроде бы разумное предположение на самом деле таковым не было. Параметры нового печатного станка не соответствовали реальным потребностям опрошенных компаний, которые без должных оснований рассматривались как потенциальные клиенты данной типографии.
К сожалению, банковский кредит был ею получен, а когда дело дошло до сбыта печатной продукции, выяснилось, что она никому не нужна. В результате типография не смогла выполнять свои обязательства по кредиту и разорилась в течение года.
Противоречия между рациональными и эмоциональными мотивами в принятии бизнес-решений зачастую трудно распознать, и когда эти начала конфликтуют, бизнес-лидер может этого не заметить, ошибочно полагая, что он-то уж точно руководствуется не эмоциями, а здравым смыслом.
При принятии важных бизнес-решений весьма полезно получить совет от беспристрастных людей, которым вы доверяете. Они менее склонны к эмоциям, способны оценить вашу ситуацию объективно и обратить ваше внимание на вопросы, имеющие ключевое значение.
Еще один хороший подход — обратиться за помощью к бизнес-психологу, который будет помогать вам в достижении ваших целей, не испытывая те эмоции, которым подвергаетесь вы. Кроме того, хороший бизнес-психолог сможет оценить ваше решение в более широком контексте — с учетом общего видения вашего бизнеса и стратегии вашей компании.
В нынешней турбулентной экономике бизнес-лидеру как никогда ранее важно научиться поддерживать баланс между своими чувствами и реальными фактами, чтобы уберечься от фатальных промахов и ошибок.
Оставить заявку на консультацию бизнес-психолога