Разочарования неизбежны, но наша реакция на них зависит от нашего воспитания. Некоторые стремятся избежать разочарования, снижая свои ожидания, в то время как другие свои ожидания безосновательно завышают. Здоровой реакции на разочарование можно научиться, находя позитивные решения вместо того, чтобы зацикливаться на прошлом.
Разочарование — сложное чувство, зачастую оно бессознательно и противоречиво. Мы можем разочаровываться даже тогда, когда получаем желаемое, если обнаруживается, что это не приносит ожидаемого удовлетворения.
То, как мы справляемся с разочарованием, связано с историей нашего личностного развития — отношениями с родителями и другими ранними переживаниями. Некоторые решают, что лучшая стратегия для самосохранения — не строить больших ожиданий. Однако это ведет к посредственной жизни, и по иронии судьбы, такие люди часто приносят разочарования всем, включая самих себя. Другие, считая свои высокие ожидания реалистичными, становятся перфекционистами, что нередко тоже приводит к разочарованию.
Но есть люди с более сбалансированной историей развития. Их родители, скорей всего, не пытались быть совершенными и не ожидали этого от своих детей. Создав им надежную базу, они поддерживают их, а не контролируют, предоставляя им возможность учиться жизни и самим справляться с неизбежными неудачами.
Разочарования часто становятся определяющими моментами в жизни людей, а их преодоление способствует личностному росту и большей психологической устойчивости.
Многие люди, столкнувшись с разочарованием, занимаются самобичеванием, поскольку им стыдно не соответствовать образу своего идеального «я». Они направляют свой гнев внутрь самих себя, полагая, что они были недостаточно хороши. Другие направляют свой гнев наружу — на других людей, которые не оправдали их ожиданий. Это порождает чувства злобы, мстительности и горечи.
К сожалению, обе описанных эмоциональные реакции погружают человека в паутину разочарования, которое может превратиться в затяжную депрессию. Как мы можем это преодолеть?
Чтобы справиться с разочарованием, мы должны сначала понять, что именно произошло. Некоторые ситуации, порождающие разочарования, предсказуемы и их можно предотвратить. Но есть и другие ситуации, которые неподвластны нашему контролю. Способность распознать эту разницу помогает более адекватно справляться с разочарованиями.
Прежде всего необходимо проверить, были ли обоснованы наши ожидания. Если вы принадлежите к той группе людей, которые завышают свои ожидания, вам нужно научиться отходить от перфекционистских стандартов и начать принимать то, что не отлично, но достаточно хорошо. А если вы занижаете свои ожидания, вам следует прекращать цепляться за ложные убеждения о жизни (такие как «надежды больше нет» или «у меня никогда ничего не получается»).
Если разочарования преследуют вас регулярно, вам следует пересмотреть свое восприятие и поведение. Не навлекать на себя разочарование, быть более ясными в общении, а также в ожиданиях от себя и других, прислушиваться к тому, что говорят нам люди. Проверить, можем ли мы сделать что-то по-другому, чтобы прийти к более удовлетворяющему нас результату. Понять, готовы ли мы скорректировать наши ожидания, чтобы быть более эффективными в следующий раз. Проверить, какие ресурсы у нас есть, чтобы помочь нам успешно преодолеть чувство разочарования.
Чтобы справиться с разочарованием, не позволяйте ему перерастать в апатию и депрессию. Нельзя терять ориентиры, что правильно в окружающем мире и в нашей жизни, а что — нет. Цепляясь за печаль и гнев, мы можем бессознательно сделать их частью своей личности. Когда мы ловим себя на негативных мыслях, нам следует перенаправить свою энергию, сосредоточившись на позитиве.
Разочарование не предназначено для того, чтобы уничтожить нас. Если принять его как должное, оно может способствовать личностному росту. Оно может оказывать разрушительное эмоциональное воздействие, но его можно воспринимать как путь к более глубокому пониманию жизни. Только работая через болезненные ассоциации, мы освободимся от них. Наша задача — не позволить разочарованию укорениться.
Консультация бизнес-психолога