Управлять компанией, как и воспитывать детей, непросто. Но приобретенные на работе навыки могут помочь быть хорошим родителем и наоборот!
«В прошлом сентябре мы с супругой должны были отправить нашего сына в школу, — рассказывает топ-менеджер из Москвы Алексей. — Это стало волнующим событием для нашей семьи: подобного опыта у нас с женой не было. Зато был опыт работы в бизнесе, и он нас вдохновлял: мы успокаивали друг друга, вспоминая, как мы в компании успешно справлялись с трудностями».
Супруги осознавали свою ответственность за правильный выбор школы, понимая, что их решение определит жизнь сына на ближайшие годы и что от них зависит, сохранит ли он на протяжении всего этого времени жизнерадостность, доброжелательность и любознательность.
«Ситуация была эмоциональной и совсем не похожей на ту, с которой мы сталкивались, будучи топ-менеджерами, — вспоминает Алексей. – Но нам удалось задействовать некоторые лидерские качества, которыми мы овладели на работе, и найти жизнеспособное решение».
При этом он отметил, что воспитание сына сделало их с женой более гибкими и адаптивными, и это обстоятельство довольно повлияло на стиль руководства их компанией.
Изменения, сопровождающие реальную жизнь, вынуждают нас становиться более адаптивными. Особенно это качество важно для родителей: в процессе воспитания ребенка ситуации все время меняются (например, он может сообщить, что ему нужно лечь спать позже обычного, чтобы закончить домашнюю работу, или что он хочет отойти самостоятельно от дома немного дальше, чем было принято в вашей семье).
То же самое относится и к работе. Кто-то из ваших подчиненных работает в обычном ритме, а кто-то объявляет, что ему нужно изменить его, чтобы заняться другим делом. И в обоих случаях лидеру нужно проявить гибкость.
Находитесь ли вы на работе или дома, важно общаться четко и последовательно.
Особенно важно научиться вовремя задавать правильные (содержательные) вопросы. Психологи отмечают, что опрос — мощный инструмент, позволяющий узнать о ценностях людей и целых компаний. Он стимулирует обучение и обмен идеями, способствует инновациям и росту производительности труда, создает взаимопонимание и доверие между собеседниками. Эксперты по развитию детей в раннем возрасте также подчеркивают ценность постановки правильных вопросов, особенно подчеркивая их влияние на овладение языком.
Хорошие тренеры видят потенциал участников своей команды (как дома, так и на работе) и активно работают, чтобы привести каждого игрока к успеху.
И тут важно не устранять проблемы на их пути, а помочь им оценить ситуацию и научить решать свои проблемы самостоятельно. В практическом плане это означает, что вы доверяете вашему ребенку выяснять что-то самому, а применительно к бизнесу — позволяете участникам вашей команды выступать с критикой. Чем лучше мы как тренеры, тем большие шансы на успех мы предоставляем нашим подопечным.
Мы не можем подготовить детей, равно как и участников нашей команды, ко всем ситуациям. Однако, если мы установим ясные и определенные ожидания, наши подопечные будут знать, что именно, когда и почему, им надлежит делать даже в тех случаях, когда мы не можем быть рядом и предложить им совет.
Вы не всегда можете точно знать, через что проходят и что испытывают ваши подопечные. К примеру, первый школьный день дался нашему клиенту Алексею тяжело, а его сын необязательно испытывал аналогичные ощущения. В то время как Алексей был озабочен выбором школы для своего сына, тот, вполне вероятно, был обеспокоен совершенно другими вещами. То же самое относится и к любой команде: вы не знаете точно, на что ориентируются ее участники.
Наблюдение Алексея за тем, как его сын уезжал в школьном автобусе, напомнило ему о том, как часто родителям (и руководителям) не хватает контроля. Он увидел, что его малыш занял свободное место в школьном автобусе, и стал вспоминать о своей первой поездке в таком автобусе и беспокоиться, доехал ли его сын в школу, боялся ли он быть один в автобусе.
Может показаться странным сравнивать поездку семилетнего ребенка в школьном автобусе со всем, что происходит на рабочем месте в компании, но ясно одно: если вы хотите, чтобы ваши подопечные росли, вам иногда нужно довериться им, дав достаточно пространства, чтобы они учились на собственном опыте.
«После нервного поступления в школу мой сын начал учиться справляться с большой учебной нагрузкой, — делится Алексей. – Он приходит домой усталым и взволнованным всем новым, с чем он сегодня столкнулся. И я рад за него: значит эта школа отражает наши семейные ценности – способность принимать новые вызовы, рисковать и показывать пример другим».
Оставить заявку на консультацию бизнес-психолога