Спросите любого руководителя – какую часть работы он любит меньше всего? Скорее всего, он скажет, что это увольнение сотрудника. Ведь это эмоционально трудно для обеих сторон.
Возможно, увольняемый человек конфликтует с коллегами или игнорирует попытки помочь ему изменить отношение к работе. А возможно, он старается изо всех сил, с ним приятно работать, но он не справляется со своими служебными обязанностями. В любом случае решение об увольнение – это последнее средство, когда все другие оказались неудачными.
Руководитель с развитым эмоциональным-интеллектом будет настроен на эти обстоятельства и сделает все возможное, чтобы минимизировать дискомфорт не только для увольняемого сотрудника, но и для тех его коллег, которые остаются. Вот как это можно сделать.
Спонтанность – не лучший вариант увольнения. Чем более вы подготовлены к аргументации этого решения, тем спокойнее оно будет реализовано. Поэтому составьте сценарий разговора с увольняемым и отрепетируйте его (желательно вместе с сотрудником отдела кадров).
Во время этой беседы эмоции могут накалиться так, что вам захочется отклониться от запланированного сценария. Вы хотите оставаться гуманным и уважительным, но вам нельзя вступать в переговоры, поскольку решение об увольнении является окончательным.
Даже не думайте уволить сотрудника без личной встречи с ним! Этот человек заслуживает, по крайней мере, этого. Да и его коллеги, узнав о том, как обошлись с их товарищем, могут утратить уважение к руководителям компании.
Так что, продумайте время и место вашей последней встречи. Хороший момент — когда другие сотрудники отсутствуют. Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом знают, как подготовиться к различным реакциям собеседника, будь то шок, гнев, стыд или унижение. Более того, они должны воспринимать эти реакции как нормальные. Но это также означает, что нужно сделать все возможное, чтобы уволенный сотрудник не возвращался сразу же в офис, чтобы поделиться случившимся с ним с коллегами. Дайте себе и всем остальным некоторое время и пространство.
Перед тем, как отправиться на встречу с увольняемым, проверьте свои эмоции — не спешите срывать с его раны пластырь. В любой момент вашего разговора, когда вы почувствуете, что вами овладевают эмоции, остановитесь. Молча сосчитайте до 10 или придумайте что-нибудь еще, но дождитесь, пока вы успокоитесь, прежде чем возобновить беседу.
Просто скажите, что у него на данной кадровой позиции не вышло достигнуть необходимых результатов. И если вы действительно сожалеете об этом, так и скажите. Пощадите достоинство человека насколько возможно, даже если он сам виноват в своем увольнении.
Суммируйте основные причины, которые привели вас к решению об увольнении, и оставьте их без обсуждения. Учтите: если вы углубитесь в обоснования, увольняемый сотрудник сможет оспаривать их.
Помните: цель вашего разговора – информирование, а не бартерная торговля или ссора. Будьте уверены в себе и избегайте обсуждений прошлого или открытия каких-либо новых областей для дискуссий. Не вступайте в дебаты и не защищайте свое решение, вам нужно только убедиться, что сообщение об увольнении дошло до сознания увольняемого.
Если же вы столкнулись с гневом или горем с его стороны, признайте эти чувства, но не вступайте в их обсуждения.
Будьте готовы объяснить увольняемому все детали, связанные с его увольнением, в частности, выходное пособие, неиспользованное время отпуска, возвращение имущества компании и т.д. Позвольте человеку собрать свои вещи в отсутствие коллег, а если это невозможно, создайте для этой ситуации максимальную конфиденциальность.
Увольнение — трудный опыт, связанный с неприятными чувствами. И самый эмоционально-разумный способ справиться с ними — не игнорировать эти чувства, а, наоборот, настроиться на них и принять происходящее.