Мозговые штурмы и стратегические планерки во многих компаниях часто сопровождает неловкое молчание. Если вам знакома такая ситуация, и ваша команда тоже не горит желанием делиться своими мнениями, то эта статья для вас.
За последние полгода мы провели больше десятка стратегических сессий для руководителей компаний и их сотрудников. Как правило, собственники бизнеса сильно удивляются тому факту, что их сотрудники начинают делиться на стратсессиях своим мнением и не бояться предлагать свои идеи, даже если раньше такое за ними не водилось.
Вот советы, которые помогут вам расшевелить ваших сотрудников и настроить на открытый диалог:
Никто не любит, когда его застают врасплох и просят высказаться о том, к чему нет готовности. Естественно, что в этом случае сотрудники опасаются, что их импровизированная речь может иметь для них же дурные последствия.
Обычно пауза во время стратегической сессии связана с опасениями:
Открытое обсуждение на сессии возможно только при условии, что ее участники чувствуют себя в психологической безопасности.
Психологи определяют ее как веру в то, что никто не будет наказан или унижен за высказывание своего мнения. Каждый участник обсуждения должен чувствовать себя свободным и взаимодействовать с коллегами по обсуждению, не опасаясь осуждения с их стороны. Но создать подобную атмосферу по щелчку невозможно: когда миндалевидное тело (эмоциональная часть нашего мозга), замечает угрозу, вы переходите в
режим боя или бегства. Этот инстинкт полезен, когда вы встречаетесь в лесу с медведем, а вовсе не в той ситуации, когда вам нужно мыслить стратегически и сотрудничать с коллегами по работе. А потому полезно до сессии провести проверку уровня психологической безопасности сотрудников вашей компании. Например, попросите их анонимно оценить его числом от 1 до 5, где 1 — «Я не чувствую себя в безопасности», а 5 — «Я чувствую себя в полной безопасности». Если значимая часть ответов — 1 и 2, вам будет сложно организовать продуктивную стратегическую сессию.
Для этого есть много способов. Вы можете, например, попросить участников сессии записать свои ответы и поместить их в один ящик. А вот для удаленных команд потребуется цифровой инструмент.
Зачастую участники сессии не высказываются из-за ее регламента. Между тем, они должны знать, что от них ждут активного участия и что каждый из желающих высказаться будет воспринят одобрительно и получит для своего выступления достаточно времени. Не призывайте людей соглашаться с чужими мнениями и
предложениями как можно скорее: наличие разных точек зрения вызовет больше ярких дискуссий, в которые можно будет вовлечь даже самых нерешительных участников сессии.
Когда собирается группа людей с близкими мнениями, есть опасность, что они будут доминировать на сессии, а остальные будут безучастно наблюдать за происходящим. Здесь полезны соблюдение хронометража, анонимные голосования и открытые ответы на вопросы присутствующих. Позвольте также своим сотрудникам участвовать в решении, кого из внешних специалистов приглашать для участия в сессии.
Когда бизнес-лидер, председательствуя на сессии, говорит слишком много, топ- менеджерам и рядовым сотрудникам остается только присоединиться к его мнению. Понятно, что в такой обстановке бессмысленно просить их об обратной связи.
Если вы в самом начале стратегической сессии спросите ее участников, что они думают о новом продукте или изменившихся процедурах обслуживания клиентов, вы поставите их в тупик. На этой стадии, чтобы инициировать дискуссию, лучше задавать более конкретные вопросы:
Обозначьте то, что вам нравится их предложениях, а также проблемы, которые могут сделать эти предложения менее эффективными. Ваши комментарии покажут, что вы умеете слышать людей, и это побудить их высказываться и в дальнейшем. Представьте собственные предложения.
Сделайте ваши стратегические сессии регулярными, но не слишком
частыми. Чтобы конструктивно обсудить, что именно в вашей компании идет хорошо, а что следует улучшить, нужна пауза не менее двух-трех месяцев.
Применяя предложенные лайфхаки для стимулирования сотрудников к действенному участию в стратегических сессиях, вы сможете более эффективно достигать корпоративных целей. Если вы все же чувствуете, что вам нужна поддержка, то закажите проведение стратегической сессии в центре Alter Ego.
Центр бизнес-психологии Alter Ego готов предложить вам проведение стратегических сессий по 3 направлениям: «Точки Роста», «HR-стратегия» и «Бюджетирование и KPI». В роли фасилитатора и модератора сессии выступит Андрей Игнатьев, бизнес-психолог. Заказывайте проведение стратегической сессии по телефону +7 (911) 925 23 55 или заполните форму ниже.
Заказать стратегическую сессию