Отпустить успешного франчайзи из сети — трудное для франчайзера дело. Вы дали ему знания, поддержку, советы и бонусы, но если вы не перережете пуповину и не отпустите его сейчас, он рухнет, нанеся ущерб всему бренду. Рынок может подумать, что виной всему ваша неправильная бизнес-модель.
Поэтому, когда с одним из ваших франчайзи возникли проблемы, нужно диагностировать их, а затем как можно быстрее и аккуратнее заменить этого франчайзи другой компанией.
Но есть и другие варианты:
1. Решайте проблемы еще до того, как они начнут обостряться.
2. Знайте об обязательствах вашего франчайзи по договору франшизы, но не педалируйте их, кроме как в крайнем случае
3. Проанализируйте ситуацию как можно более объективно, соберите все факты, обсудите ситуацию конфиденциально с вашими коллегами и консультантами, рассмотрите все возможные решения и сценарии.
4. От того, насколько серьезна ситуация, зависит как вы сможете справиться с ней – в частном порядке (телефонным или личным контактом с франчайзи) или формально (на собрании, специально созванном для обсуждения спорной проблемы).
5. Если же данная проблема не является чрезвычайно серьезной, желательно поднять и обсудить ее до публичного информирования рынка о сложившейся ситуации.
6. Поговорите с вашим франчайзи откровенно, но будьте внимательны к его чувствам, постарайтесь понять его доводы.
7. Никогда не загоняйте своего франчайзи в угол, стимулируйте его на разработку своего собственного плана действий по выходу из кризиса.
8. Обязательно предлагайте ему свою помощь и
поддержку, если вы чувствуете, что это что-то изменит.
9. Признайте право франчайзи на оборону (от
франчайзера в вашем лице) и не обвиняйте его в недружественном отношении к вам.
10. Документируйте контакты с франчайзи, фиксируйте все, что обсуждалось с ним, а также результаты этих обсуждений. Пригласите франчайзи пояснить и\или добавить все, что он пожелает.
11. Не стесняйтесь привлекать внешних консультантов, если считаете, что они могут помочь, но никогда не нарушайте конфиденциальность ваших контактов с ними, особенно перед другими франчайзи, если они непосредственно не вовлечены в ситуацию.
12. Никогда не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Всегда делайте то, что говорите.
13. Примите, что ни один франчайзер (и вы в том числе) не является непогрешимым, если вы виноваты, признайте и исправьте свои ошибки.
14. Если решение не может быть найдено путем обсуждения, следуйте процедуре, изложенной в договоре франшизы; в конце концов, передайте дело в суд первой инстанции.
15. На всякий случай, имейте план B и план C, но помните, что ваша ключевая задача — свести к минимуму ущерб бренду и франшизе.
16. Если вам необходимо прекратить соглашение о франшизе, дайте официальное объявление об этом во франчайзинговой сети. Сообщите всем ее участникам о том, что вы делаете, чтобы свести к минимуму урон для франчайзи и франшизы в целом.
17. Когда развод с франчайзи закончится, проанализируйте, почему он возник и что можно сделать, чтобы подобная ситуация больше не повторилась.
И последнее — на любом этапе вам может пригодится помощь эксперта. Приглашаем вас на консультацию бизнес-психолога Alter Ego Андрея Игнатьева. Его компания продает 49 франшиз в год, на данный момент в России и СНГ открыто больше 250 магазинов. Записаться на консультацию по франчайзингу можно, нажав на кнопку ниже, либо по телефону +7 (911) 925-23-55.
Запись на консультацию