Фалес Милетский, считавшийся первым истинным философом в древней Греции, был человеком весьма скромного происхождения и достатка, что, впрочем, не мешало ему рассказывать людям, как устроен мир. Этим он вызывал раздражение более знатных особ: мог ли что-нибудь сказать им человек, не отличавшийся богатством и успехом?! Имел ли он право критиковать то, чего сам не испытал?
Однако, сомнения и аргументы оппонентов Фалеса отпали, согласно легенде, когда он, используя свои познания в астрономии, однажды предсказал, особенно большой урожай оливок и зимой — перед сезоном сбора урожая – скупил все оборудование для их сбора и переработки.
Таким образом знания помогли ему разбогатеть, и, когда люди признали его мирские успехи, он вернулся к своему привычному образу жизни с той лишь разницей, что никто больше не мог усомниться в его праве на собственное просвещенное мнение.
В этой истории есть несколько примечательных моментов. Первый призывает следовать Фалесу, который жил в соответствии с тем, что он проповедовал.
Второй — учит, как мыслить правильно, чтобы наши теории с очевидным успехом воплощались в жизнь.
Но самое главное и более фундаментальное, состоит в том, что Фалес, который не стремился быть богатым и успешным, стал таковым в результате побочного (непреднамеренного) эффекта от свойственных ему занятий астрономией и философией.
В связи с этим отметим, что большинство вещей, к которым мы стремимся ради счастья суть произвольно толкуемые культурные конструкции, которые не несут универсальные (вечные) эмоции, чувства, ценности или образ жизни. Даже если мы в какой-то момент самостоятельно определим успех и счастье, нам не удастся зафиксировать их в наших понятиях, потому что мы живем в мире постоянных изменений. Следовательно, само стремление к подобным наградам ошибочно: сконструированная нами идеальная жизнь не будет соответствовать реальности.
А потому лучшие вещи в жизни почти никогда не являются преднамеренными, они возникают как непреднамеренные эффекты второго порядка, как результат продолжительной деятельности по достижению того, что значимо и ценно именно для нас. С точки зрения психологии, самый прямой способ получить желаемое, — отпустить это стремление и последовательно двигаться в избранном направлении.
Большинство людей слишком много думает о будущем: мы строим планы, рассматриваем, сравниваем, а зачастую и живем в этих мысленных образах куда больше, чем в реальности. Это естественный инстинкт, который нужен людям для выживания. Проблема, однако, в том, что для жизненной ориентации (придания смысла этой мыслительной игре) мы привлекаем плохо определяемые понятия (такие, например, как счастье и успех) и связываем их с воображаемыми событиями.
Нам трудно принять, что будущее в большинстве случаев непредсказуемо, — нашему уму нужен ориентир, некий шаблон мышления. Но из-за того, что он строится на неточных представлениях и прогнозах, это может привести к неудовлетворенности.
Как утверждают специалисты, сложные цели в сложных системах, в которых живут люди, быстрей всего достигаются косвенно. Но с одной оговоркой: чтобы сориентироваться в правильном направлении в условиях неопределенности будущего, нам в некий момент нужно самокорректироваться, сосредоточившись на хорошо осознаваемых и лично контролируемых факторах (которые обычно не имеют ничего общего с счастьем, успехом или любым другим мирским желанием). Иными словами, чтобы сориентироваться в дезориентирующем мире, нам нужно отказаться от нашей привязанности к определенности.
История Фалеса показывает, что вокруг нас обычно происходит больше, чем мы думаем. Каждый выбор, который мы делаем, каждое действие, которое мы предпринимаем, и каждый производимый нами эффект порождает эффекты второго, третьего и четвертого порядка — непреднамеренные побочные продукты. И зачастую именно они удивляют нас, давая ответ, на вопросы, которые мы даже не ставили.
Мы гонимся за успехом и счастьем, не имея возможности определить их. Эти понятия обеспечивают ориентир лишь в воображаемом будущем, но не дают ориентацию в настоящем. Сложные системы непредсказуемы, что затрудняет разработку сложных целей. А потому лучший способ взаимодействия с реальностью — сосредоточиться на тех вещах, которые можно контролировать от момента к моменту, естественно, с учетом внешних воздействий.
Это не значит, что мы не должны стремиться быть лучше и забыть о своих желаниях. Просто нужно понять, что лучшие вещи в жизни случаются как результат побочных эффектов. Если мы научимся фокусироваться на том, что нам надлежит делать, остальное сложится само собой. «Делай, что должно, и пусть будет, как будет», — формулировал эту мысль в своих дневниках Лев Толстой.