Есть игра, в которую американские предприниматели играют за крепкими и не очень напитками:
Представьте, что вы начинаете свой бизнес с нуля, у вас нет доступа ни к каким ресурсам, а все, на что вы можете рассчитывать, — собственный опыт и с трудом завоеванные знания.
Вопрос: сколько времени вам понадобится, чтобы достичь того же успеха, который у вас есть сейчас?
Людям нравится воображать, будто бизнесмены типа Ричарда Брэнсона или Илона Маска просыпаются никем не узнанными в некоем экзотическом месте и тут же придумывают суперуспешную бизнес-схему (какой-нибудь ребрендинг острова, перепродажу бананов или чего-то еще). Их возят на «роллс-ройсе», они одеты в костюмы за пять тысяч долларов, население приветствуют их как гениев предпринимательства.
Мы не верим в подобные сказки и думаем, что в этой игре есть несколько важных вопросов:
— Получите ли вы доступ к тому наставнику, который наставлял вас, когда вы были молоды?
— Получите ли вы доступ к первому руководителю, который научил вас всему, что вы знаете о бизнесе?
— Получите ли вы того первого клиента, который по незнанию финансировал ваш первый сайт, — тот самый, который привел вас к вашему второму клиенту?
Поняли идею? Вы не можете достичь предпринимательского успеха без внешней среды.
Вокруг вас переплетена сложная и зачастую невидимая паутина социальных, психологических и иных отношений. Эти связи поднимают вас и являются такой же составной частью вашего бизнес-успеха, как ваши взгляды и мышление.
Изоляция от социума сильно осложняет предпринимательство, в то время как поддержка, получаемая от внешней среды, чрезвычайно важна для бизнесмена. Для успеха ему необходимо, чтобы другие люди активировали его мозг социального примата, который, в свою очередь, мотивирует и фокусирует его.
Сегодня предприниматели разобщены более, чем когда-либо прежде в истории. Интернет позволяет большему, чем когда-либо, числу людей строить и развивать любые предприятия, не выходя из дома и общаясь с кем угодно, в том числе с представителями своей целевой аудитории. Времена, когда предприниматель находился в непосредственной досягаемости людей, которым он подотчетен, прошли. Но это не умаляет значимости социальных связей. Таков урок игры «Начни с нуля».
Так что, первое, что сделал бы Ричард Брэнсон, если бы он оказался там, где его никто не знает (например, в Марракеше), с десятью долларами в кармане, — он собрал бы команду.