Некоторые бизнес-лидеры рассматривают корпоративную стратегию как план путешествия, где четко и последовательно определяется его график, пункты назначения, цены на билеты и т.д. Но в изменчивой, непредсказуемой среде нужно иное понимание планов и самого процесса планирования.
Будучи выдающимся стратегом, немецкий фельдмаршал граф фон Мольтке, к примеру, полагал, что ни один план сражения не может точно соблюдаться уже после первого соприкосновения с противником. Уинстон Черчилль заявлял, что планирование необходимо, но значимость конкретного плана не следует переоценивать. У американского генерала Дуайта Эйзенхауэра была аналогичная точка зрения.
Бизнес-стратегия тоже применяется в непредсказуемой рыночной среде. Вот несколько принципов, которые следуют из опыта проведения стратегических сессий.
Если ожидания создателей плана расходятся с теми возможностями, которыми они располагают в текущем моменте, им может показаться, что некий сверханализ способен превратить рыночную среду из неопределенной в определенную. У них отсутствует понимание того, что стратегический план на их глазах из руководящего документа превращается в одно из средств контроля, и создавшаяся ситуация побуждает их отказаться от стратегического планирования вообще.
Первый состоит в том, что наличие плана позволяет выявить расхождения между представлениями его авторов и реальностью, которая складывается по мере воплощения их плана в жизнь. Второй заключается в том, что план обеспечивает базис, на котором можно строить необходимые изменения. Сам процесс разработки плана заставляет думать о будущем и мобилизовывать необходимые ресурсы. Мольтке выступал не против наличия плана на момент начала сражения, а за то, чтобы он был гибким.
Описание совокупности действий отдельных людей не создает стратегического плана. Эти действия важны для реализации корпоративной стратегии, но лишь в контексте организации этого процесса. Помните об этой логике и разрабатывайте бизнес-стратегию как для компании в целом, так и для ее сотрудников: между этими двумя типами стратегий есть прямая причинно-следственная связь.
Это живой документ, который направляет принятие решений и помогает распределять корпоративные ресурсы. Те, кто говорит об отказе от стратегического планирования, просто не продумали, как регулярно и оперативно обновлять стратегические планы, адаптируя их к меняющимся условиям ведения бизнеса. Насколько регулярно это надо делать, зависит от рыночной ниши, в которой работает данная компания, но в большинстве случаев достаточно собирать стратегические сессии ежемесячно.
Центр бизнес-психологии Alter Ego готов предложить вам проведение стратегических сессий по 3 направлениям: «Точки Роста», «HR-стратегия» и «Бюджетирование и KPI». В роли фасилитатора и модератора сессии выступит Андрей Игнатьев, бизнес-психолог. Заказывайте проведение стратегической сессии по телефону +7 (911) 925 23 55 или заполните форму ниже.
Оставить заявку