Многие предприниматели при проведении собеседований по найму сотрудников руководствуются своими личными пристрастиями и предпочтениями. Это может иметь пагубные последствия в долгосрочной перспективе. Однако, используя несколько психологических инструментов, вы или ваш HR-специалист можете найти для своих компаний эффективных работников.
Традиционные собеседования – весьма ненадежный способ найти толкового сотрудника: здесь трудно избежать предвзятости, поспешных — основанных на первых впечатлениях – суждений, одним словом, субъективности.
Эти недостатки особенно ярко проявляются, когда в процессе собеседования соискателю вместо сущностных вопросов, касающихся его компетенций, задают вопросы креативные, открытые, неожиданные, но неконкретные. Причем, эффективность таких слабо структурированных интервью, как утверждают психологи, не превышает 15%.
Другое дело структурированные интервью, которые включают не только поведенческие вопросы (позволяющие оценить, как предыдущая деятельность кандидата соотносится с рассматриваемой вакансией), но и вопросы ситуационного характера (позволяющие судить, соответствуют ли компетенции кандидата и уровень его мышления особенностям данной кадровой позиции).
Структурированные интервью обычно не стимулируют обсуждение личностных черт кандидатов, зато они могут побудить их проявить свои сильные стороны, и интервьюеры должны помочь им в этом. Такой подход, называемый интервью с позитивной психологией, дает одним соискателям возможность выделиться на фоне других.
Также нужно стремиться понять самосознание кандидатов. Соискатели с высоким уровнем самосознания часто являются лучшими наемными работниками: они понимают, что им нужно для достижения нужного профессионального уровня, они могут помочь прогрессу компании в определенной сфере, они более восприимчивы к корпоративным стратегиям, стимулирующим лояльность сотрудников.
Хотя структурированные интервью дают обширную информацию о кандидатах, одного этого метода для их полной и достоверной оценки может оказаться недостаточно. Весьма полезным дополнительным инструментом являются индивидуальные психологические оценки. В отличие от субъективных методов, подобные оценки основываются на профессионально разработанных и проверенных методах, позволяющих с научно-практических позиций оценить личностные качества кандидатов.
Менеджеры по найму могут администрировать получение этих индивидуально-психологических, а интегрировать их и давать рекомендации по найму должны специалисты по производственной психологии.
Отметим также, что психологические оценки наиболее эффективны, когда они комбинируются со структурированными интервью, а также когнитивными тестами.
Такого рода тесты – один из лучших предикторов того, насколько хорошо кандидат сможет выполнять данную работу. Они позволяют оценить способность к логическим рассуждениям, пониманию и другим базовым навыкам, но дают несколько отличающиеся результаты среди кандидатов разных полов и рас.
Кроме того, подобные тесты могут не дать достоверный результат при прогнозировании готовности претендентов брать на себя достаточно сложные обязанности.
Ключевыми компонентами при оценке соискателей являются психологические инструменты, основанные на навыках и знаниях. Хотите научиться этим инструментам, внедрить их в ваш отдел кадров и нанимать лучших сотрудников? Приглашаем вас на консультацию к бизнес-психологу Андрею Игнатьеву.
Хочу на консультацию!